6 авг. 2008 г.

Яковченко Николай Федорович


C древнегреческих времен у артистов амплуа трагика считалось самым серьезным и почетным. А публика все равно упрямо любила комиков. Вот и в Театре Франко -- одна из самых легендарных и нежно любимых личностей за всю восьмидесятилетнюю историю франковцев -- Мыкола Федорович Яковченко. Сам-мый смешной, сам-мый трогательный. Шутка ли: уже двадцать шесть лет, как его нету, а публика до сих пор именно с его интонацией все повторяет фразы вроде: "Покроїв оце дівчаткам на платтячка, а вийшло -- на сарафанчики" ("Фараоны") или "...И, даст Бог, оба помрем, только она раньче, а я -- пожже" из фильма "За двумя зайцами", где Мыкола Федорович сыграл Прониного папеньку.

Народная любовь безгранична. В 2000 году ко дню столетия со дня рождения в Киеве открыли памятник Николаю Федоровичу. Сидит себе на бронзовой лавочке у фонтана в скверике под Театром Франко, на своем любимом месте; рядом верный друг Фан-Фан -- такса ("А ти, Фанфадя, зачини за ним двері", -- говаривал хозяин.) С газеткой в руке, в "бабочке", кепочке и сандалиях на босу ногу.

Яковченко и Фан-фан
Такса Фанфан была настоящим другом и собеседником для одинокого Яковченко. К своему Фанфану он относился как к родственнику, обожал и подтрунивал над ним. «Алкоголик, сидеть!» — иногда приказывал Николай Федорович, и все, кто были рядом, не могли сдержать смех.

Киевляне полюбили памятник — спина таксы и колено бронзового Яковченко уже вытерты до блеска; дети садятся верхом на собаку или карабкаются на плечи фигуры артиста, а на коленях пристраиваются молоденькие девушки, которых фотографируют их ухажеры. Николай Федоровичу памятник бы наверняка понравился, ведь он любил, когда вокруг него жизнь била ключом.

Говорят, когда за день до открытия его привезли на место, первым подошел какой-то нетрезвый мужичок. Подсел на лавочку и долго-долго что-то "втирал" старику. Следом вышли гулять собачники: местные пудели и болонки тут же подскочили обнюхивать таксу. Никто не сказал "скульптура". Все говорят: "Ти ба, Микола Федорович!". На лавочке отлита надпись "народный артист". Это не ошибка, хотя и был Мыкола Федорович официально всего лишь заслуженным. "Народный" -- это не звание. С этим надо родиться".

Комментариев нет: